В моём прошлом юниБлоге я рассматривал баррели дротиков Юникорн Сигма с научной точки зрения, и, помимо прочего, писал, что их малый МИ (момент инерции) даёт максимальную свободу действий при разработке аэродинамически оптимальных хвостовиков и оперений. В данной теме я хочу рассмотреть этот вопрос более детально и объяснить, каким образом дротики для классического дартс Sigma Pro и Sigma One при одних и тех же баррелях оптимизированы для игроков разного уровня. А также я расскажу вам ещё немного теории аэродинамики, которая позволяет юниЛаб рекомендовать разным игрокам разные дротики. Но в первую очередь я хочу ответить на вопрос, который ещё никто мне не задал, хотя, я думаю, что мне его всё же зададут. Если дротики Сигма были разработаны в юниЛаб, то почему их до сих пор никому не рекомендовали? Ответ простой – баррели, хвостовики и оперения Сигма были умышленно исключены из базы данных юниЛаб, не только потому, что они стремятся вывести на первый план все свои плюсы, но и потому что они были разработаны как единая, согласованная система, нежели как баррели, с которыми можно использовать любые другие компоненты. Хотя, смею вас в этом заверить, если бы была возможность, то юниЛаб рекомендовала бы Сигму многим игрокам (если бы у них не было предпочтений по различной форме баррелей или по накатке). И если у юниЛаб есть такая возможность, а вы подбираете дротики для классического дартс, определив свой уровень игры как «Профи», то мы, конечно же, постараемся порекомендовать вариант Pro. Хотя, если вы не так самолюбивы в определении уровня своих умений, мы бы порекомендовали вариант One. Причина в том, что при подборе дротика учитывается важность его различных аэродинамических характеристик в зависимости от уровня игры. Чем лучше игрок, тем более важна для него точность попадания, вплоть до миллиметра, в ущерб стабильности в полёте. Здесь возникает ключевой вопрос: как дротик может быть более точным? Прежде всего, это неуправляемый снаряд, он не знает, куда вы целитесь. Если вы бросаете его скорее в утроение 1, чем в утроение 20, дротик не может решить, что вы сделали ошибку и повернуть в нужную сторону! Конечно же, это правда, что никакая аэродинамика не может компенсировать ошибку, если дротик был брошен в другом направлении. Но она может заставить правильно брошенный дротик промахнуться. И это происходит в основном двумя способами. Во-первых, отклонение в полёте, также, как и любая асимметрия самого дротика, может вызвать дополнительную аэродинамическую подъёмную силу, которая стабилизирует дротик в другом направлении. Во-вторых, вспомним, что ЦТ дротика, который идёт по траектории полёта, отличается от того ЦТ, с которым он приходит в мишень. Поэтому любая несогласованность в колебательном движении дротика может вызвать изменение относительных расположений ЦТ и иглы при ударе, и это может быть причиной неточности. К сожалению, эти два механизма порождают небольшой конфликт интересов. Первый механизм предполагает уменьшение подъёмной силы оперения, чтобы сделать дротик более точным. Согласно второму механизму, подъёмная сила должна быть увеличена, чтобы сделать дротик максимально стабильным и минимизировать любые вариации угла попадания. Чтобы уладить этот конфликт наилучшим образом, нам нужно решить вопрос относительной важности этих двух источников неточности. И здесь значимым фактором становится уровень игрока. ЮниЛаб пользуется принципом, согласно которому бросок игрока более высокого уровня вызывает более согласованное колебательное движение (по большей части, с малой амплитудой), в отличие от бросков менее умелых соперников. И в соответствии с этим, я подчеркиваю, корректируется относительная важность источников неточности. Добавлю, что чем ниже уровень игрока, тем большее значение имеет для него стабильность дротика. Независимо от точности, дротик, который летит и втыкается в доску под произвольным углом, имеет менее предсказуемую аэродинамику (что именно я хочу этим сказать, я объясню в другой раз), и он, скорее всего, либо отскочит (особенно от электронной мишени), либо перекроет цель следующему дротику. Логика разработки дротиков Sigma Pro и Sigma One теперь должна стать более понятной. Небольшой МИ баррелей для обоих вариантов означает, что требуемая разница в уровне стабильности может быть достигнута с использованием относительно небольших оперений с малой подъёмной силой, таким образом увеличивается точность. А для дротиков One, разработанных для совершенствующихся игроков, стабильность нужна больше, чем для точных Pro. Поэтому у варианта One более лёгкий хвостовик и оперения большего размера (хотя, на самом деле, в их дизайне гораздо больше различий). Какая тема следующего урока? Что такое эта «требуемая стабильность» и зачем она нужна. Translated by Olga 'AINE' Kosygina (Ольга Косыгина) ©2008
|