Что действительно хорошо в дартс, так это то, что большинство людей могут состязаться в более-менее равных условиях. Мужчина ты или женщина, стар или молод, большой или маленький - ты всё равно можешь быть игроком высокого класса.
Тем не менее, я включил сюда слова «более-менее» из-за того, о чём Глен упомянул в комментарии к моему предыдущему Юниблогу: «Мой рост 5 футов, и я часто испытываю затруднения при попадании в верхнюю часть мишени». Итак, сегодня наш разговор (спасибо Глену!) пойдёт о том, находятся ли маленькие дартсмены в невыгодном положении? И, если так, то насколько это им мешает и что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
Я довольно долго не очень много писал о научной стороне вопроса в предыдущих блогах, и сейчас я планирую наверстать упущенное, включив несколько простых расчетов траекторий в конце этой статьи. Но я пойму, если те, кто не силён в математике, просто пропустят их. Прошу заметить, что те, кто искусен в математике, возможно захотят проделать тоже самое, потому что в своих вычислениях я делаю несколько весьма вольных допущений. Однако это всё с благой целью: для простоты и краткости (и для большей читабельности), так что я себя прощаю, даже если мой старый профессор не простил бы.
В любом случае, мой отчасти сомнительный математический расчет предполагает, что дротику, брошенному со средней горизонтальной скоростью в 6 м/с, чтобы попасть в мишень на том же уровне, с которого он был выброшен, надо располагаться с наклоном вверх под углом примерно в 16 градусов (чтобы показать, что мои расчеты не так уж сомнительны, скажу, что правильные вычисления дают ответ в 15,3 градуса). Вычисления, которые я приведу дальше, показывают, что для того, чтобы попасть на 0,3 м (около фута) выше, нужен другой наклон с разницей примерно в 9 градусов. В качестве альтернативы, чтобы сохранить тот же угол наклона, вычисления показывают, что дротик надо бросить со скоростью около 8,8 м/с.
Так что игроку с ростом в 5 футов, в отличие от того, чей рост 6 футов, надо расположить дротик под наклоном на 50% больше либо метать скоростью почти на 50% выше. В любом случае, всё это может вызвать на 50% больше ошибок. И это же не позволяет более высокому игроку наклониться вперёд и сократить расстояние до мишени. И вот в чём вопрос: что можно в связи со всем этим сделать?
Что же, это как раз тот момент, когда математика поначалу приводит к ответам, которые уже подсказаны здравым смыслом. Для начала, надо забыть о гордости и просто целиться в сектор 19, а не в 20 – статистически, забыв об индивидуальных предпочтениях, а также потому, что 7 и 3 больше, чем 5 и 1, доказано, что только при наборе более 80 очков на 3 дротика утроение 20 более продуктивно, чем утроение 19 – если же ваш набор ниже 60 очков, то разницы нет.
Но если надо целиться в топс, всё же выпускайте дротик настолько высоко, насколько вам удобно, самый важный момент – это скорость броска. Если более низкий игрок может метать дротики быстрее, но контролируя бросок, то он будет в более выгодном положении. И здесь математика говорит, что не всё так очевидно.
Нигде в моих идеальных вычислениях не появится масса дротика (посмотрите на Галилея и пушечные ядра, и тогда поймёте, почему!), так что игрок, используя дротик любого веса, вполне свободно попадает в высокие точки мишени и способен смягчить последствия недостаточно высокого роста. В этом контексте я заметил, что, возможно, контр-интуитивно, многие игроки бросают тяжелые дротики быстрее, чем лёгкие, но это вопрос личной эргономики броска, а не динамики траектории.
И наконец, наблюдение, которое ободрит Глена и многих других низких дартсменов – Фил Тэйлор ростом всего 5 футов 8 дюймов (и, что примечательно, сейчас играет тяжёлыми-для-профессионала 26-граммовыми дротиками). Как я и сказал вначале, высокий ты или низкий, дартс может, говоря словами старой песни, благословить всех!
Вопросы и ответы
Эдди и выпуск дротика, а также кандидаты на освещение техники
Эдди хочет знать, как, по моему мнению, лучше всего выпускать дротик – с раскрытой или закрытой ладонью, иглой вверх или иглой вниз. К сожалению, ответ на вторую часть вопроса прост, но бесполезен – так, как больше вам подходит! Даже в таком случае, теоретически с точки зрения аэродинамики, игла в идеале должна быть слегка приподнята при выпуске дротика таким образом, чтобы ось дротика находилась на одной линии с первоначальным наклоном при броске. Тем не менее, как я говорил ранее, у игроков типа «готов, целься, огонь» (как Фил Тэйлор) может быть психологическое преимущество, если дротик выпускается горизонтально или даже с опущенной иглой. Что касается положения ладони, то тут я могу сказать более точно: прости, если попытки внести изменения сломают твой бросок, Эдди, - но я настаиваю, что ладонь должна смотреть вперёд, чтобы позволить запястью поворачиваться настолько, насколько это необходимо. Если ваша ладонь начинает свой путь перед глазами, но в конце замаха она с другой стороны лица, значит вы загибаете предплечье, что может вызвать боковую погрешность.
Что касается номинаций Эдди для освещения техники, то в данный момент я всего лишь рассказываю об игроках, с которыми работал, и сейчас в их число не входят ни Майкл ван Гервен, ни Гэри Андерсон. Всё же, по крайней мере в отношении последнего, посмотрим, что будет дальше.
Йон и Dartsnutz
Спасибо за рекомендации, Йон – с нетерпением жду сообщений от любых членов форума.
Джефф и Скотт Вэйтс
Да, Джефф, я согласен, что хват и выпуск дротика у Скотта и Барни имеют явное сходство – я думаю, что «прыжок», который ты отметил у Барни, происходит потому, что его бросок медленнее и чуть менее прямой.
Глен, Оптимизатор с учётом роста и Silver Comets
Надеюсь, что я ответил на некоторые твои вопросы в основной части блога, Глен (на соревнованиях, конечно, стоит целиться в 19!). Кроме того, выбор дротиков или комплектации, которые помогли бы попадать в верхнюю часть мишени, как я сказал, во многом зависят от твоего индивидуального броска и определить их можно только методом проб и ошибок. Я не сильно волнуюсь о смене хвостовиков/оперений в начале, больше экспериментируй с формой и весом баррели, и тогда найдёшь тот комплект, который тебе подойдёт. Вот тут Оптимайзер может тебе помочь – и для низких игроков возможно лучше выбрать пункт “back” stance (стойка с наклоном назад).
Что касается Silver Comets, я хорошо помню твой пост о коллекционных винтажных Silver Comets и мне приятно узнать, что ты одобрил их новые копии. Сменные хвостовики и оперения для них доступны и указаны на сайте – просто набери каталожный номер 78608 или 68502 в строке поиска и выбери среди результатов ссылку на Silver Comets. В терминах чистой аэродинамики, кстати, там почти всё верно, хотя алюминиевые хвостовики могут оказаться немного тяжёлыми для некоторых игроков, и я немного беспокоюсь об остром заднем крае оперений и глазах игроков!
Адриан и Карбоновые хвостовики
К счастью я увидел твой вопрос, Адриан, так как я редко проверяю комментарии к старым блогам. Что касается ответа на вопрос о производстве коротких юникорновских хвостовиков из углеродистого волокна, то я не слышал об их существовании, и коэффициент упругости материала в любом случае будет меньше, чем преимущества над обычным пластиком коротких хвостовиков. Даже если так, Bantam Carbon запланирован таким образом, чтобы его можно было подрезать по вкусу игрока, так что возможно ты найдёшь то, что тебе подойдёт!
Мартин и Гордон не дурак
Не только мы согласны с этим, Мартин, когда я писал предыдущий блог, я не вспомнил, что «Джули и Гордон» выпустили запись, также возражающую Отвергнутому Джону ещё в 1978!
……… А теперь настало время сомнительных расчётов!
Рассмотрим дротик, брошенный с горизонтальной скоростью в V м/с и выпущенный на расстоянии S метров от мишени. Аэродинамическое сопротивление движению тела в данном случае весьма несущественно (мы говорим о потере менее 10 от A м/с), так что мы можем это приравнять к условиям «в вакууме» (т.е. в отсутствии аэродинамических сил) и сказать, что время полёта T будет близко к S/V секунд. За это время дротик опустится из-за гравитации G (TxT)/2, где G – это ускорение свободного падения в м/с2.
Теперь для линии броска на расстоянии 2,37 м мы можем посчитать расстояние для выпуска дротика S примерно равным 2 м. Типичное значение V равно 6 м/с и G около 10, итак T=1/3 сек, а падение под действием силы тяжести около 5/9 м.
Поэтому, чтобы попасть в мишень на той же высоте, где выпущен дротик, ему нужно придать ускорение U=(5/9)/T = 15/9 м/с. Если оно не слишком велико, для этого требуется угол (в радианах) примерно в U/V, или в градусах около 60U/V= 60(15/9)/6, что примерно равно 16 градусам.