Некоторые могут сказать (где же я уже слышал эту фразу?), что я был абсолютно глуп, когда выбирал специализацию в области математики. Чуть побольше бы мне предусмотрительности – и я мог бы сделать карьеру, весело решая задачки, или занимаясь чем-то точным-эзотерическим, как, скажем, Некоммутативной Геометрией (не волнуйтесь, вопросов не будет!) Это позволило бы мне провозгласить, что я близок к разгадке Секрета Вселенной (это 42, конечно же), в то же время оставаясь уверенным, что даже такой нереально крутой прибор, как Большой Адронный Коллайдер не в состоянии доказать, прав я или нет, пока значительно позже это не перестанет меня волновать.
На самом деле, я глупо потратил большую часть своей рабочей жизни, рассказывая людям, что именно, как я ожидаю, произойдёт с куском металла, который они собираются запустить в стратосферу. И у меня был огромный шанс тут же стать в их глазах набитым дураком, если я ничего не говорил.
И сейчас, хотя я давно отошёл от подобных вещей, моя жизнь не стала легче с моим привлечением в дартс. ОК, куски металла меньше, и расстояние, на которое они могут промахнуться, измеряется миллиметрами, а не километрами, но риск быть набитым дураком по-прежнему присутствует. Не только присутствует, а многократно усиливается тем фактом, что пусковая система – человек.
Сделай аэродинамическую оптимизацию дротиков игроку, у которого не лучший день, и у него всё так же будет не лучший день, хотя может быть, он будет не столь неудачным, как могло бы быть. Но если следующим утром он проснётся в хорошем настроении и закроет лег за 9 дротиков старым набором латунных баррелей, найденных в гараже, он вполне может прийти к весьма понятному скучному выводу.
Со мной такого ещё не происходило (на моей памяти!), но если это случится, я сочту это риском профессии. Награда – когда эти улучшенные дротики действительно помогают игроку уйти с дурной дороги, или, ещё лучше, поднять свою игру на новый уровень. И для меня эта награда перевешивает все риски.
Что приводит меня (в какой-то мере) к моей главной теме на сегодня. Я хочу рассказать о научной причине, почему ежедневные тренировки упражнения «Часы» так важны, но я иду на риск, общий для всех научных выводов, основанных на лёгких для понимания бытовых вещах (т.е. таких, которые совсем не похожи на Некоммутативную Геометрию). И риск, проще говоря, такой: если научный вывод расходится с общественным мнением, люди просто не верят в него. С другой стороны, если он согласуется, то непременно появляются фразы «Спасибо, Кэп» с той же скоростью, что и исчезает исследовательский бюджет.
Этот риск мы вовремя поняли, поэтому приступим!
В прошлый раз я упомянул, что гравитация может заставить дротик упасть на 50 см по пути к мишени. Эта цифра зависит от времени полёта в квадрате, и поэтому, для фиксированной скорости броска, она тесно связана с квадратом расстояния до мишени. Предположим, что 50 см – это снижение, которое игрок может получить, целясь в булл, до которого 2 м по прямой на уровне точки выпуска. Также я в прошлый раз говорил, что игроки не целятся сознательно на 50 см выше булла, они полагаются на то, что подсознание сделает за них расчёт траектории – хотя их подсознание даже не математическое, оно натренировано опытным путём, и «знает», насколько надо поднять прицел.
ОК, сейчас давайте предположим, что игрок перевёл точку прицеливания на удвоение, на 165 мм в сторону от булла. Пифагор (помните такого?) говорит нам, что 2-метровое расстояние до цели увеличится почти на 7 мм. Можно подумать – немного, но когда 2,007 м возводится в квадрат, разница по сравнению с 2 м становится достаточной, чтобы увеличить гравитационное снижение более чем на 3 мм. Этого хватит, чтобы попасть не в топс, а в проволоку – и турнир может быть проигран.
Конечно же, эта геометрия чрезмерно упрощённая, но надеюсь, она понятнее, чем некоммутативная, и даёт общую идею. Тщательный расчёт траектории показывает, что перемещение точки прицеливания от булла к большинству удвоений, без учёта индивидуальных поправок к различному гравитационному снижению, чаще всего будет приводить к промаху. Хотя это может не иметь такого значения для вертикально-ориентированных удвоений, таких как D6 и D11, но мы всё же не рассматриваем вариации самого броска и отклонения дротика.
Лучший способ дать вашему подсознанию победный шанс правильно рассчитать траекторию, когда вы целитесь в мишень – это предоставить ему как можно больше информации. Научный вывод может быть, как согласится сам Шерлок, «элементарным», но от этого не станет менее важным.
Другими словами, если «тренировка, тренировка, тренировка» - это путь американца в Карнеги Холл, то «тренировка, тренировка, тренировка» - это путь британца в Alexandra Palace!
Вопрос-Ответ
В этот раз не столько вопросы, сколько возможность поблагодарить Пита и Джеффа за их номинацию «легенды спорта» и быстро на них взглянуть.
Пит начинает с The Power и великого непобедимого Рокки Марчиано, но затем интересным финтом переходит к многократному чемпиону Мира по спидвею и лонгтреку Ивану Маугеру. Конечно, он фантастический гонщик, и в целом талантливый спортсмен, но если мы посчитаем Ивана легендой, то я думаю, мы должны по меньшей мере упомянуть Тони Рикардссона.
Джеф, тем временем, сделал похвальный патриотический выбор, номинировав многократного чемпиона мира по боксу из Филиппин Мэнни Пакьяо. Возможно, чемпионаты мира по боксу претерпели некоторые изменения со времён Марчиано, но Мэнни, определённо, достоин номинации – особенно потому, что он такой целеустремлённый!