Начну блог этого месяца с пустякового вопроса: что общего у среднестатистического дартсмена с Шанайей Твейн? Прежде чем вам на ум опрометчиво придут лирические «мужские рубашки, короткие юбки» и изображение Волосатого Гарри (Hairy Harry) из Bricklayer’s Arms, я вам отвечу – это то, что их не впечатляют (сильно) ракетостроители.
Этот весьма здоровый скептицизм – одна из причин, почему прототип дротиков Sigma, созданный мной в 1980-х, попал в продажу только четверть века спустя. Исследование рынка, проведенное компанией Юникорн, показало, что покупатели требуют чего-то более весомого, чем утверждение, что применение законов аэродинамики на самом деле может дать более точный бросок.
Были и другие причины, такие как ожидаемый прогресс производственных технологий, но скептицизм покупателей был ключевым фактором. И только когда интернет предложил эффективное средство для объяснения недоверчивому миру явного комплекса преимуществ дротиков Sigma, Большой Босс почувствовал, что настало время выпустить проект в свет.
Так что одной из целей моих предыдущих 68 Юниблoгов (68? Боже мой!) было убедить вас, что аэродинамика и дартс не только совместимы, но и неразлучны. И работу не облегчает тот факт, что хотя особенности оперений важны для игры, но всё же они не настолько важны, как параметры человека, их метающего. Это значит, что трудно сделать вывод, например, какие оперения лучше тех, что идут в комплекте с дротиками.
Ок, правда, что ЮниЛаб пытается дать ответ на этот вопрос, но сначала запрашивает данные о самом игроке. Без этих данных, давая только общие действенные указания на эту тему, эффект не возможен. Но давайте всё же попробуем!
Если вам повезло, и у вас есть Каталог Юникорн 2013, то откройте его на 60 странице (а если у вас его нет, то просто наберите “selector” в окне поиска на страничке Юникорн, а потом пройдите по паре ссылок), где вы найдете “Таблицы подбора оперений ЮниЛаб”, на которой есть некоторые (весьма упрощённые!) аэродинамические характеристики оперений различного типа, и всё это для того, чтобы помочь вам сделать правильный выбор. Там также есть небольшая аннотация от меня, которая заканчивается, в том числе, словами, что с меньшими оперениями дротики могут воткнуться в мишень более ровно.
Итак, как я могу утверждать это, если я ничего не знаю о вашем броске или о ваших дротиках?
Хорошо, я не могу это утверждать на 100%, но, тем не менее, это вполне оправданно, потому что в дартс движение в локтевом суставе идёт в том же направлении, что и сила тяжести – вниз!
Даже если дротик выпущен иглой вверх, движение локтя во время обычного броска придаёт ему угловую скорость, которая приведёт к тому, что игла опустится вниз чуть позже во время движения по траектории («отрицательная угловая скорость», по-простому). В этой точке отрицательный наклон пера снова поднимет иглу. Наконец, когда сила тяжести приведёт траекторию к дуге (почти-но-не-совсем парабола) в зависимости от угла дротика, подъёмная сила может отвести иглу в сторону снова. Но у маленьких оперений может быть недостаточно подъёмной силы, чтобы завершить цикл, прежде чем дротик попадёт в мишень, следовательно, игла может идти прямо или даже смотреть вверх, в то время как у дротика с более широкими оперениями и большей подъёмной силой будет время повернуть иглой вниз, что будет больше соответствовать траектории.
Итак, маленькие оперения могут заставить дротик воткнуться более горизонтально – элементарно! (если не всегда верно). Вам не кажется это простым? Возьмите дротик, или просто ручку, и запустите его, как дети запускают игрушечные самолётики. Скажу вам по секрету, даже ракетостроители делают так. Не удивительно, что на Шанайю это не произвело впечатление!
Вопрос-Ответ Джеф и ритм броска Спасибо за аплодисменты, Джеф, вот твоя награда: советую держать ритм броска! Во-первых, поработай над счётом и выучи закрытия – ничто так не сбивает с ритма, как потребность потратить полминуты на подсчёт очков, если ты на закрытие первым дротиком попал не в тот сектор. И когда тренируешься один, не надо всегда придерживаться того темпа, когда ты только подходишь-отходишь от мишени и метаешь. В матче ты должен будешь дождаться своей очереди, и если ты к этому не привык, то твоя игра от этого может пострадать. И наконец, во время тренировок, держи себя в напряжении. Например (начнём со стандартного), проходя удвоения, возвращайся к началу, если ты не попал ни одним дротиком из трёх. Если у тебя это упражнение займёт около часа, то подобного усложнения будет вполне достаточно, чтобы сбить любого с ритма!
Эдди и стойка Эдди хочет знать, какую стойку я посоветую для игрока с броском от плеча. Это не тот вопрос, на который я могу дать безоговорочный ответ, но так как его вопрос пару блогов назад заставил меня начать писать эссе об «Освещении техники», я просто обязан попытаться ответить – и не в двух словах!
С научной точки зрения, цель стойки – обеспечить устойчивую основу для рабочего плеча настолько близко к центру мишени, насколько это возможно. Это ведёт к классической стойке боком одной ногой вперёд, небольшому наклону вперёд, положению по центру линии броска, принятой на вооружение, например, Филом Тэйлором (нет лучшей рекомендации!). Другие игроки (включая Джона Лоу и, что не менее важно, меня!) считают, что при положении ноги параллельно линии броска напрягается колено, и предпочитают ставить ногу немного под углом. Всё, что я могу здесь посоветовать, это ставить ногу под комфортным углом, а вторую ногу располагать так, чтобы соблюдался баланс между стойкой боком и стойкой прямо, что означает, что вес во время броска распределяется равномерно, и вторая нога не отрывается от пола – иногда такое может произойти во время третьего броска, даже у профессионалов!
Ещё момент про стойку по центру линии броска – это боковое смещение – наиболее распространенное, возможно, в противоположную сторону от рабочей руки таким образом, что правша попадает в 5, когда целится в 20. Это можно исправить, убедившись, что дротик не смещается при хвате и что рука смотрит в цель после выпуска дротика. Если это не поможет, то проблема может быть в зрении, что, я подозреваю, может быть и проблемой Эдди. В этом случае можно попробовать исправить проблему, передвигаясь вдоль линии броска – некоторым положение немного в стороне от рабочей руки может помочь. Если это сработает, я не собираюсь уговаривать не делать так, не больше чем я буду пытаться правшей The Count и Barney прекратить метать с правой стороны линии броска, но всё же я посоветую по возможности избегать этого.
Но тем не менее, где бы ты не стоял, Эдди, одну вещь я посоветую наверняка, даже для броска от плеча – держите предплечье вертикально. И если что-то из вышеперечисленного поможет, дайте мне знать!