В моём прошлом блоге, который был сконцентрирован на вопросе Neily B о том, как дротики Сигма могут помочь среднему игроку, я уделил много внимания ответам на ваши комментарии. В этот раз я рассмотрю тему, которую затронул Рэд. Другими словами, он хочет узнать об относительной важности биомеханики и аэродинамики в дартс – и это серьёзный вопрос (и не единственный хороший вопрос, который мне задали – ответы на другие вопросы от Рэда, Криса, Кева, Valspar11, Йона и Боба в разделе Вопрос-Ответ в конце). Мастерство игрока – это нечто гораздо более важное, чем аэродинамика дротика, и вы об этом знаете и без учёных, но присутствие рядом специалиста по динамике полёта может оказаться полезным, если вы хотите посчитать, насколько же мастерство важнее. Поэтому начнём. Как я объяснял Neily, Sigma One – очень стабильные дротики, у которых длина волны колебания близка к их длине пути полёта, около 2 м. Предположим, что это пример «хорошего» аэродинамического расчёта, а вы – игрок среднего уровня, который кидает дротики с угловой скоростью, поэтому они поднимаются под умеренным углом в 15 градусов и затем втыкаются в мишень, указывая прямо. Колебание в полёте, несомненно, создаст подъёмную силу и заставит Сигму отклониться от траектории примерно на 8 мм. В прошлый раз я также упомянул, что разработка дротика с очень большой, 4-метровой длиной волны колебания, который, следовательно, будет проходить только половину периода, - это не очень хорошая идея. Но если бы вы метали такие «плохие» дротики так же, как и ваши «хорошие» One, они бы тоже втыкались прямо, но 15-градусный угол подъёма возрос бы до 32 градусов, а отклонение увеличилось до 30 мм. Если бы колебания были абсолютно стабильными, эти 30 мм были бы не результатом неточности, а систематической ошибкой, которую вы можете допустить. Хотя, в реальном мире угловая скорость, которую вы придаёте дротику, имеет некоторую вариативность, и изменение в среднем на 20% даст 6 мм неточности «плохим» дротикам и меньше 2 мм - «хорошим» дротикам One. Некоторые игроки (как предположил Рэд и спрашивал Боб) кидают дротики не только с угловой скоростью, но и с изначальным углом отклонения. В этом случае «плохие» дротики будут проходить половину периода и втыкаться в мишень, указывая в направлении, противоположном тому, в котором их выпустили. Скажем, если их выпустили под углом 30 градусов, они воткнутся в мишень под углом где-то 23 градуса – весьма существенно. С другой стороны, «хорошие» One пройдут полный период, и, хотя они также воткнутся в мишень под углом, но в этом случае – в том же направлении, в котором их выпустили. Их дополнительная стабильность даст им больше «демпфирования колебаний» (искусственное подавление колебаний – прим. пер.), а угол прихода дротика в цель будет более приемлемым, 13 градусов. Таким образом, для игрока среднего уровня оценка разницы в точности между «хорошим» аэродинамическим дизайном и «плохим» составляет около 4 мм. Для кого-то менее умелого, у кого больший разброс в углах колебания и угловой скорости, эта разница может быть с лёгкостью удвоена или утроена. Более того, для игрока любого уровня с «плохими» дротиками также сохранится тенденция большого угла прихода в мишень, а это вызовет увеличение числа отскоков и перекрывания цели. Теперь отвечу на вопрос Рэда. Если, например, у этих «хороших» дротиков баррель такая, что наш средний игрок считает её неуклюжей, и при этом 20% изменчивости в отклонении увеличиваются до 30%, то неточность возрастает ещё на 4 мм (и увеличивается разброс в углах прихода в цель), несмотря на аэродинамические преимущества. Или, скажем, у баррели может быть скользкий хват, который приведёт к 20% возможности изменений в скорости броска. Это повлечёт за собой изменение высоты попадания дротика на 17 мм, что гораздо больше аэродинамической неточности. Поэтому, Рэд, я бы не рекомендовал тебе, Филу Тэйлору или кому-то ещё менять свои дротики на более совершенные по аэродинамике, если они значительно меньше подходят по биомеханике. Поэтому эволюция – самый лучший разработчик, которого я знаю – привела к такому большому количеству типов дротиков. И вот почему юниЛаб даёт возможность пользователю выбрать предпочитаемый тип баррели – даже если предпочтение произвольно, а поскольку большая часть игры происходит в голове, то игроки должны чувствовать себя комфортно и быть уверенными в своем инвентаре. На этой ноте выскажу заключительную мысль. Какую уверенность может получить игрок, если он знает, что играет самыми аэродинамически совершенными дротиками в мире? Я говорил о «хорошем» аэродинамическом дизайне дротика и использовал Sigma One в качестве примера. Но я считаю, что для игроков более высокого уровня дротики Sigma Pro могут стать более чем «хорошими». К счастью, в следующий раз я наконец-то объясню, что в них такого особенного – надеюсь, вы ко мне присоединитесь! Вопрос-Ответ! Крис (но не Крис Р), Рэд, Кев и Фил Тэйлор: Если ты читал мой блог «Сигма и Мощь Лучшего», Крис, то ты бы знал, что переход Фила на Сигмы был полностью его собственной идеей, и ты уловил бы мой намёк, что мне не кажется, будто Юникорн был на самом деле этим доволен. Я также упоминал, что Фил – это человек (как Рэд красноречиво показал в своем последнем комментарии) себе на уме, он модифицировал баррели и использует их с хвостовиками и оперениями, которые лично я не стал бы рекомендовать. Короче говоря, его дротики – это совсем неправильные Сигмы, но он доволен ими (по меньшей мере, как я написал!) и, как сообщают, играет ими очень хорошо. Если применить к этому мою последнюю фразу из предпоследнего абзаца, то ни я, ни Юникорн не осмелимся говорить 13-кратному Чемпиону Мира, какими дротиками ему играть! Что касается похожего вопроса, то я рад, что Кеву понравились баррели Сигма, хоть он тоже отказался от конфигурации Pro. Все равно, я настаиваю, что трудно подобрать конфигурацию с такой же аэродинамической точностью, как у Pro, методом проб и ошибок. Ключевой момент в том, что в отличие от обычных дротиков, игроку с дротиками Pro не нужно обращать внимание на угол прихода дротика в цель, если только он не слишком большой. Это часть работы аэродинамики для обеспечения точности. Valspar11 и Угол наклона: Мне кажется, что у тебя хороший «локтевой» стиль броска, Valspar, при котором нет составляющей отклонения в сторону. Ты уверен, что колебания «вверх-вниз» не являются всего лишь движением дротика по траектории? Если у тебя слишком большое вертикальное колебание (питч, как говорят авиаконструкторы), то ты можешь попробовать вытянуть руку вперёд – ты увеличишь угловую скорость, если будешь опускать руку вниз при выпуске дротика. Йон и хвостовики Sigma Pro: Разница между хвостовиками Sigma Pro и SlikStick+ Al, Йон, в том, что в первых используется (очень дорогой!) титан вместо алюминия, для лучшего баланса и прочности. Ещё от Рэда и Боба: У тебя хорошая память, Рэд. Начальные расчёты для дротиков Сигма были сделаны около четверти века назад, и оперения, которые ты видел у Джона Лоу по телевизору, действительно были прототипами тех, которые сейчас используются в Sigma Pro. Хотя, я не думаю, что они когда-либо были в продаже (даже розовые!). Как я объяснял в прошлый раз Крису, долгое ожидание обусловлено тем, что в те времена технология экономически не позволяла массовое производство таких баррелей и хвостовиков, а также было невозможно как следует содействовать продаже товара. Если бы не интернет, который позволяет мне объяснить теорию игрокам в дартс, проявляющим здоровый скептицизм, то на Сигмы могли бы несправедливо навесить ярлык торгового надувательства и псевдо-науки! Что касается хорошо обдуманных Рэдом моментов о юниЛаб, - да, тут необходимо сделать допущения, но они не так строго ограничивают, как ты мог подумать. Как ты уже знаешь, личные предпочтения по накатке баррели учитываются (даже если не учитывается длина хвостовика) за счёт разницы в стиле, стойке и скорости броска – с ограничениями, разумеется. Фактически, ни один из этих факторов не влияет значительно на аэродинамические характеристики дротика, нужно справиться только с выпуском и с дистанцией полёта. Если дротик сильно отклоняется, неважно куда – вверх, вниз или в сторону, - то это не очень хорошая идея! Что касается различия между выпуском дротика под углом и с угловой скоростью, то я сегодня немного разобрал этот вопрос (и, надеюсь, ответил Бобу), но более подробно – в следующий раз. Наконец, Рэд, использование длинных алюминиевых хвостовиков SlikStick и оперений Maestro Xtra с твоими 21-граммовыми John Lowe Golden World Champions – это не «плохая» (в терминах сегодняшнего блога) конфигурация. Если ты отрегулируешь их так, что угол прихода в цель будет очень маленьким, то очевидно, что поменяв их на что-то ещё, ты лишь незначительно сможешь улучшить этот параметр. Хотя, если (как я подозреваю), ты просил юниЛаб порекомендовать дротики для «хорошего» игрока (в противоположность «среднему» уровню или «новичку», у которых могут быть проблемы с подгонкой дротиков), то программа уделила больше внимания точности, нежели уменьшению угла прихода в цель. Отсюда рекомендованные конфигурации будут более точными, но не будут лететь прямо, как твои обычные дротики. Почему это так, я рассмотрю в следующий раз в контексте Sigma Pro, но всё, что я могу посоветовать – это попробовать рекомендации и не отвергать их после нескольких бросков только потому, что угол попадания не тот, что обычно. Всё равно, это только рекомендации, и, как мы видели, не стоит следовать им, если тебе не комфортно. Translated by Olga 'AINE' Kosygina (Ольга Косыгина) ©2008
|