Несмотря на злосчастную тенденцию потоков бесполезностей прерывать мои рассказы о полёте дротиков, я понимаю, что наиболее вероятная причина, по которой люди читают этот блог, состоит просто в том, что они хотят лучше играть в дартс. Они могут даже надеяться – без сомнений, с долей здорового скептицизма, - что применение науки может помочь им в погоне за легендарным дартс-существом, более точным «выстрелом». Итак, давайте перейдем к делу. Правда ли, что этот зверь не просто легендарный, а мифический? Может ли бросок и впрямь быть более точным? Прежде всего, дротик – это неуправляемый снаряд. Он не знает, куда ему лететь. Был ли он сконструирован ракетостроителем или нет, если его посылают не туда, всё оборачивается мифом, извините, промахом. Это очевидно, не так ли? Ну, да и нет. Хотя никакая умная аэродинамика не сможет компенсировать неправильно заданное направление дротика, неумная аэродинамика может с лёгкостью послать правильно брошенный дротик мимо цели. А как именно действует умная аэродинамика, я уже объяснял в «Приключениях Трёхчетвертного». Итак, перейдём к тому посланию, которое я могу адресовать каждому настойчивому Холмсу, готовому перейти вброд Гримпенскую трясину научного словоизвержения, преследуя сказочного единорога дартс-точности (видите, что я сделал здесь?). Но, к счастью всех Ватсонов, кажется, будет полезно, если я снова подниму эту тему, на этот раз отказавшись от научной строгости в пользу понятности. Только не говорите моим старым коллегам, профессорам математики (хотя я предполагаю, что сейчас они уже оставили свои факультеты!). ОК, мы начнём с того, что вы делаете, когда кидаете дротик. Вы применяете для этого две вещи – силу и момент (вращающее усилие). Сила ускоряет дротик, поэтому он покидает вашу руку с определённой скоростью и в определённом направлении. После этого гравитация преимущественно определяет траекторию точки баланса (здесь – центра тяжести) с небольшой долей аэродинамических сил, в основном подъёмной силы и силы торможения. Более важной из них обычно является подъёмная сила, и, в отличие от гравитации (которая весьма постоянна для не-космонавтов), её влияние будет значительно меняться в зависимости от конструкции дротика и от того, насколько ровно он летит – например, 40-граммовый дротик будет иметь подъёмную силу в 2 раза меньше, чем 20-граммовый той же формы. Колебание и вращение дротика в полёте вокруг его центра тяжести, обусловленное моментом, полученным во время броска, целиком находится во власти аэродинамических факторов, самый важный из которых опять же связан с подъёмной силой, действующей на оперения. Но на этот раз длина дротика, так же, как и вес, играет свою роль. Ключевой момент здесь в следующем: большинство людей находят, что гораздо легче контролировать приложенную силу во время броска, нежели момент. В доказательство попробуйте кинуть в мишень иголку (на которую аэродинамика влияет мало). Нетрудно придать ей нужное ускорение, чтобы заставить её втыкаться более-менее туда, куда вы целитесь, но сложно придать ей правильный момент, чтобы заставить её лететь остриём вперёд, не говоря уже о том, чтобы лететь прямо (хотя, и это возможно – поищите Joe Hitchcock на YouTube!). Допустим, что вы разгоняете дротик идеально, но придаёте ему немного нежелательный момент. Это заставляет дротик колебаться в полёте. Центр тяжести прекрасно может следовать по своему пути к утроению 20, но всё быстро заканчивается, когда дротик втыкается в мишень под углом, в утроение 1. Неудачно! А, без проблем, скажете вы. Я просто подгоню свои хвостовики и оперения, и мои дротики будет втыкаться прямо. Таким образом, под каким углом бы они ни летели, это никак не повлияет на мой набор. Хорошая идея. На самом деле, подобную классную идею вынашивает буквально каждый серьёзный дартсмен, профессионал или любитель. Но здесь есть ловушка. Тот угол, под которым летит дротик, обусловливает подъёмную силу, и очень похоже на то, что она сбивает с курса центр тяжести дротика – и, следовательно, и его остриё, если он летит прямо. Несильно, всего на несколько миллиметров, этого можно и не заметить, но этого достаточно, чтобы не попасть в цель. Но некто, продвинутый в аэродинамике, может придумать хитрый трюк – создать дротик, который втыкается в доску прямо, только если в полёте он колеблется сначала в одной плоскости, а потом в другой, чтобы подъёмная сила в каждом направлении была взаимоисключающей. Если же дротик колеблется так, что подъёмная сила не компенсируется, будьте уверены, что угол, под которым игла втыкается в мишень, будет противоположен направлению подъёмной силы и непременно компенсирует её. Если всё сделать именно так, то игла дротика всегда будет втыкаться туда, куда шёл центр тяжести, вылетев из руки игрока, независимо от того, прямо вошёл дротик в мишень или нет, был ли он задран или нет. Это означает, что игроку нужно всего лишь точно рассчитать силу броска, а про момент можно забыть. И это, надеюсь, вы согласитесь, действительно будет более точный выстрел. Итак, вот он, главный вопрос. Возможно ли такое? Как уже знают наши внимательные Холмсы, ответ снова – да и нет. Если колебания дротика в полёте слишком велики, то они могут и не компенсировать друг друга, и тогда игроку больше подойдут традиционные хорошие дротики, которые втыкаются в мишень прямо (может быть, Sigma One). Но если колебания относительно слабые – как это обычно бывает в случае игроков высокого уровня – многие модели можно заставить приходить точно в назначенное место. К сожалению, проблема здесь в том, что практически невозможно сказать с помощью метода проб и ошибок, даже для профессионального дартсмена, помогут ли дротики, которые приходят в мишень с малым различием в углах, компенсировать невидимую подъёмную силу – статистически безопаснее будет сказать «нет». Разве что если они были научно проанализированы или разработаны неким дартс-специалистом, например, как набор Сигма Про. Таким образом, Единорог Точности – это всё-таки не мифическое существо!
|